Startower1 1350×250

Символ эпохи Овна — золотое руно

Вместе «золотым тельцом» и «рогом изобилия» — «золотое руно» стало олицетворением богатства, привлекающего к себе, которым стремятся овладеть. Это вроде пера Жар-птицы из скайзи, чей сюжет весьма схож с мифом об аргонавтах, 

смелых мореплавателях. Однако если «золотой телец» символизировал ценности эпохи Тельца (4 тыс — 2 тыс д.н.э.), то «золотое руно» уже становится ценностью эпохи Овна (2 тыс д.н.э. — 0 г., Рождество Христово).

Мы понимает, что аргонавты плывут не за материальным богатством. В греческом мифе идет повествование об отваге и храбрости аргонавтов, простых людей. Храброть, отвага, личная сила, мужество, честь — основные символы овновской героики, символы идущего за духовной ценностью народа.

Словарь Даля утверждает: руно — от «рушать», «рвать», это шерсть с целой овцы; иногда шерсть продают рунами, без весу. Далее он напоминает, что «у греков ходила баснь о золотом руне Колхиды, о золоторунной овце», и приводит пословицу: «Овца руно ростит, а скупой деньги копит».

Миф об аргонавтах дошел до нас вместе с поэмой Аполлония Родосского «Аргонавтика». Основными героями поэмы стали золоторунный овен (баран), смелый юноша Ясон, коварная Медея и аргонавты (плывущие на корабле «Арго»). Волшебное золотое руно (шкура овена), которое висит в священной роще бога войны Ареса в Колхиде (так греки называли Черноморское побережье Кавказа), должно спасти греческий народ. Стережет золотое руно, не смыкая глаз, огнедышащий дракон.

Двадцать лет воспитывался в пещере кентавра Хирона юноша Ясон. Он и возглавил поход за золотым руном. Сама богиня Афина помогла ему построить корабль и вставила в корму кусок священного дуба. Десятивесельный корабль, легкий, как чайка, отправился в далекое и опасное плавание. Немало событий случилось в пути, но все-таки аргонавты благополучно прибыли в Колхиду. Эрот стрелой поразил сердце Медеи, она полюбила Ясона и помогла завладеть золотым руном…

В мифе об аргонавтах объединились подлинные сведения о ранних плаваниях греков и древние сказания о золоте, приносящем несчастье. Миф этот получил всемирную известность, вдохновил многих художников и музыкантов, поэтов и скульпторов на создание талантливых произведений. Стоит отметить, что пренебрежительное отношение к золоту и богатству вообще свойственно эпохе Овна. Как пример мы можем также встретить скандинавское «Сказание о нибелугах», где так красной нитью проходит тема золота, приносящего несчастья.

Связано это прежде всего с тем, что накапливать богатства было свойственно (и позитивно) в эпоху Тельца, двумя тысчелетиями раньше. Овен же, сакрально убивший Тельца, призван уничтожить все его закономерности. Это проявилось и в легендах, и в поговорках, типа пушкинских строк «Все мое, сказало злато, — Все мое, сказал булат».

Стоит отметить, что это происходило не только в Греции и Скандинавии, подобная информационная смена ориентиров прошла по всей планете разом. Например, первая иллюстрация — золотое изделие, принадлежащее скифам, которые проживали довольно далеко и от греков, и от норманов. Однако та же овновская тема «золотого руна» характерна и для них. Ниже расположена иллюстрация из Китая на ту же тему.

Наш современник, писатель и географ ирландец Тим Северин постоянно придумывает оригинальные маршруты путешествий. То он прошел на паруснике «Сохар» по следам Синдбада-морехода, героя книги «Тысяча и одна ночь», преодолев моря, омывающие Индию, Шри Ланку, Индонезию, и завершил экспедицию в устье реки Сицзян в Китае. То он пересек Черное море путем Одиссея, посетив берега Советской Колхиды. Путь аргонавтов повторил и Тур Хейердал, сделав копию корабля «Арго». Готовясь к этому путешествию, Хейердал воспользовался многими источниками, в том числе изучал монеты, на которых были отчеканены корабли. Последняя из монет, запечатлевших корабль аргонавтов, была отчеканена в 1930 г., это монета в 20 драхм.

Многочисленные исследователи мифов сошлись во мнении о том, что в основу этого сказания положен не только истинный маршрут, но также достоверен и главный герой — золотое руно. Баранья шкура в древности использовалась добытчиками золота: через нее промывался золотоносный песок, а поскольку крупинки золота тяжелее песчинок, они задерживались в шерсти, которая в прямом смысле становилась золотым руном.

Интересно, что в эпоху Рыб (от Рождества Христова — по наше время) также бывали обращения к этому символу. В XV в. герцогом Бургундским Филиппом Добрым был учрежден орден Золотого Руна, его членами были владетельные князья и другие представители феодальной верхушки, всего 31 человек. Главным магистром ордена в 1577 г. стал испанский король Филипп II. Орденский знак состоял из золотого руна, подвешенного к синему искрящемуся кремню, над которым располагалось золотое огниво, богато разукрашенное (в Австрии) и простое (в Испании); его носили на цепи. Отдельные детали орденского знака часто встречаются на нидерландских монетах до конца XVIII в., на австрийских и испанских монетах часто изображалась цепь знака. Существует мнение, что данную символику намерено использовали тайные масонские группы, имевшие пристрастие к знакам и символам былых эпох.

А вот и золоторунный баран иной культуры, китайской. Похоже эпоха Овна была отмечена во всех земных цивилизациях того времени:

 


 

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.