Startower1 1350×250

Изразцы и фарфор Таганки

Свидетельства связи регионов Москвы с зодиакальными созвездиями находятся буквально везде. Небольшая экспозиция в Доме русского Зарубежья сейчас представляет древние московские изразцы и детские глиняные игрушки — разнообразные свистульки, созданные в XVIII-XIX веках. Все они найдены во время стройки нового корпуса в Гончарной слободе на Таганском холме.

Рассматривая Москву как единый организм, мы постоянно убеждаемся в том, что московские ремесла и бизнесы всякий раз вырастают точно в тех регионах, которые управляются соответствующими знаками зодиака. К примеру, ни одна часть города не связана с гончарным ремеслом так, как Таганка.


древние экспонаты  в Доме русского Зарубежья, Таганка

Сейчас мы рассмотрим одно из важнейших древних ремесел: гончарное. Это посуда, всевозможная домашняя утварь, кирпичи (что очень важно для средне-русской возвышенности, лишенной строительного камня), игрушки.

Гончарное дело, глина, лепка в астрологии классически отдается под управление Телеца. Соответственно в Москве первым делом мы смотрим на Таганку (регион Тельца). И действительно, именно эта часть города исторически связана с таким родом человеческой деятельности.

Рядом с Таганской площадью стоит маленькая церквушка, поражающая яркими изразцами, вделанными в наружные стены, и целыми изразцовыми иконами. Когда-то вся она сплошь была облицована изразцами. Доныне церковь носит название «Успенья в Гончарах». А раньше вся улица называлась Гончарной, да и теперь так называют часть набережной и несколько переулков в этом районе.

 церковь "Успенья в Гончарах"
церковь «Успенье в Гончарах», Таганка

Сегодня древняя тихая улочка и окружающие ее переулки застраиваются громадными корпусами новых домов. При строительстве, при прокладке водопровода, газовых труб, буквально на каждом шагу попадаются следы керамического производства. То обнаруживается часть разрушенного гончарного горна, то обломки громадных тиглей, то изразцы, оплавившиеся при неудачном обжиге, или иной брак производства. При земляных работах во дворе одного из домов неожиданно открылся древний гончарный горн, доверху наполненный глиняными игрушками, которые мастер по какой-то причине не успел вынуть сотни лет назад.

Прежде всего, конечно, посуда — кухонная, столовая, парадная: горшки и миски различных форм и размеров, сковороды с полой ручкой, в которую вставлялась еще деревянная рукоятка, большие и малые пузатые бутылки — «кубышки», кувшины и кумганы. Гончары лепили и разные светильники — плошки, лампадки, подсвечники.

Для тех, кому нужно было много путешествовать, гончары изготовляли особый сосуд — круглую плоскую флягу с двумя ушками, чтобы подвешивать ее через плечо, и четырьмя маленькими выступами-ножками, чтобы было удобно их ставить. Глиняные рукомойники делали в виде стилизованной фигуры животного, чаще всего барана, из носа которого также лилась вода. Память о таких рукомойниках сохранилась в русской поговорке: «Встану рано, пойду к барану, к большому носу, к глиняной голове«.

На вершине Таганского холма у Москвы-реки стояла Гончарная слобода, центр гончарного производства города. В прежние времена это были окраинные земли города. Предания доносят, что гончарным ремеслом тут занимались издревле, тесячелетиями.

170518 02
изразцы стены церкви «Успенья в Гончарах»

Когда князь Иван Калита (первая половина XIV в.) начал капитальную перестройку зданий Кремля, в Заяузье (Таганка) были поставлены большие печи для обжига кирпича. Глину брали из грунта здесь же, как и предки. Место производства кирпича находилось на землях Калиты и именовалось «Калитники» или «Калитниково», известные нам по сей день.

Сохранились сведения, что в 1366 году митрополит Алексий, состоявший главным советником при трёх князьях московских и начавший постройку первой стены Кремля, привозил кирпич с земель Крутицкого подворья, т.е. из Калитниковских кирпичных мастерских. Так что древний кирпичный Кремль — таганской работы, а Таганка — основа столицы!

Когда в Москве развернулось грандиозное по тому времени строительство каменных сооружений, черную и красную плитку для пола, кровельную черепицу, кирпич делали в Гончарной слободе. Но не только.

В ХV веке, во времена Ивана Грозного, на Калитниковской земле был поставлен новый кирпичный завод, специально предназначенный для строительства в Кремле Успенского собора. Известнейший архитектор Аристотель Фиорованти лично приезжал сюда из Италии для проверки качества кирпича. Кирпичный завод стал одним из первых московских промышленных предприятий.

В ремесло по изготовлению и обжигу кирпича брали крестьян из ближних деревень: Дубровок, Грайвороново, Карачарово. Деревни эти давно поглотила Москва, но названия их сохранились в названиях московских улиц.

С конца XV века украшать фасады зданий стали не резным камнем, а рельефными изразцами. После обжига их белили, чтобы красная глина не выделялась на фоне белокаменной кладки стен, а сливалась с ним, имитируя резьбу. Сложенный из таких изразцов орнамент представлял собой обычно переплетение геометрических фигур, например кругов, или, чаще, растительные мотивы. Позже изразцами стали облицовывать порталы и наличники окон кирпичных зданий. А во внутренних помещениях изразцами украшали печи.

Телец любит строить, а управитель Тельца планета красоты и искусства Венера, стремится украшать все, чего она касается. Простая обожженная глина, с развитием технологий, все больше превращалась в предмет искусства.

Все виды изразцов делали в той же Гончарной слободе за Яузой. Здесь найдены и бракованные изразцы, покоробившиеся, затекшие при обжиге, и глиняные штампы для нанесения рельефного орнамента, и чашечки для поливы. Благодаря этой слободе многие здания Москвы получили, и до сих пор сохранили древний изразцовый наряд.

Главным храмом Гончарной слободы была церковь Воскресения Христова, «что в Гончарах». Она была восстановлена после Смуты около 1619 г., к 1649 г. ее перестроили в камне, а слобожане украсили изготовленными ими же изразцами. Рельефы изразцов содержали сюжетные композиции на тему обороны Троице-Сергиева монастыря от поляков.

На Руси существовал обычай посылать молодых людей на выучку в город, знаменитый каким-либо ремеслом. И у московских гончаров были такие ученики. Здания, украшенные изразцами на московский манер, появились в XVII веке во многих русских городах. В Ярославле, например, до наших дней сохранились постройки с изразцами, сделанными точно по образцу московских. Видимо, в строительстве там участвовали и ученики московских мастеров. То же самое относится и к Гжели.

170518 03
фарфоровый сосуд керамической фабрики Афанасия Гребенщикова, 1730 г.

Новый период расцвета гончарного ремесла пришел в XVIII веке, с изобретением саксонскими экспериментаторами Чирнгаузу и Бёттгеру европейского фарфора. Уже в 1724 г. Афанасий Гребенщиков построил керамическую мануфактуру в Алексеевской слободе за Таганскими воротами Москвы. Сегодня это здание в Товарищеском (бывш. Чертовом) переулке отреставрировано, находится рядом с метро Марксистская. Мануфактура выпускала собственного изобретения тонкую майолику и фарфор. К концу XVIII века этот завод был признан лучшим в Европе.

Известнейшие мастера Гжели возводят свою родословную оттуда. Во второй половине XVIII гжельцы осваивают технику, изобретенную Иваном Гребенщиковым на керамическом заводе его отца, и создают глубоко народные по духу роспись и формы посуды.

Исследователь А. Б. Салтыков утверждает, что майолика в Гжели распространилась через завод Гребенщикова, который знал гжельские глины и поставил завод в Алексеевской слободе за Таганской заставой на Касимовской (Гжельской) дороге, чтобы было удобнее и ближе привозить глину. Гжельцы не только возили, но, как показывает ревизия, еще с 1725 года жили и работали у Гребенщикова, прибыв из Речиц, Григорово, Гжели, Жирово и других деревень.

170518 06
фарфоровые предметы фабрики Афанасия Гребенщикова, XVIII в.

Кстати, можно смело утверждать, что Гжель также управляется знаком Тельца, она расположена четко в луче тельцовского региона, исходящего от Москвы. Детальнее мы будем разбирать это в разделе Астрологической Карты Подмосковья.

В результате творчества и трудов таганских мастеров русский фарфор прославился так, что даже при строительстве столичного метро в XX веке кольцевая станция «Таганская» — энергетическая сердцевина региона Тельца — была специально облицована таганским фаянсом и фарфором, подчеркивая древние традиции этих мест.

170518 04
вестибюль станции метро «Таганская» (кольцевая)

Совершенно также декорировано и величественное высотное здание на Котельнической набережной, что находится под управлением Венеры.

170518 07
фарфоровое панно в вестибюле высотки на Котельнической набережной

В заключении подчеркну, загадочные свойства нашего города продолжают удивлять. Твердое соответствие расположения ремесел, бизнесов и архитектуры двенадцати зодиакальным знакам находятся в Москве везде, от прошлого и до современности. Это лишний раз показывает, что Москва — самое удивительное астрологическое место планеты.

Нам, клеточкам этого огромного живого города, всегда нужно помнить: средоточие зодиакальных сил может поддерживать или угнетать нашу жизнедеятельность.

Звездочет всегда предупреждает: избирайте где селиться и работать в Москве, исходя из этих соответствий. Таким образом вы сможете избавиться не только от болезней и депрессий, а сделать свою жизнь более полной, насыщенной и благодатной.

Читайте о регионе Тельца в  Москве:


Copyright: Тимур Свиридов, 2017
Свидетельство о публикации №217051900842

 

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.